ОАО "Владморрыбпорт"

География и навигация

К NE от залива Петра Великого имеется всего лишь несколько островов (Чихачева, Петрова, Орехова), которые лежат в 2–4 кбт от берега и представляют собой отделившиеся от материка оконечности мысов. Местами в непосредственной близости от крутых и обрывистых берегов разбросаны крупные надводные камни и скалы.

Глубины, рельеф дна и грунт

Глубины в средней части залива Петра Великого 60–120 м, по направлению к его берегам они постепенно уменьшаются. Южнее линии, соединяющей устье реки Туманная и мыс Поворотный, начинается крутой материковый склон. Глубины на материковом склоне в полосе шириной от 3 до 10 миль изменяются от 200 до 2000 м.

Рельеф дна в районе, лежащем к северо-востоку от залива Петра Великого, определяется геологическим строением берега. Склоны горной страны Сихотэ-Алинь в этом районе подходят вплотную к берегу, окаймленному относительно узкой материковой отмелью. Изобаты 50 и 100 м на этой отмели проходят соответственно в 2 и 5 милях от береговой линии. В 15–30 милях от берега начинается крутой материковый склон, глубины на котором уже в 30–40 милях от береговой линии на ряде участков достигают 3500 м.

В заливе Петра Великого, в который впадают многоводные реки Раздольная, Артемовна, Партизанская и другие, грунт обогащается иловыми отложениями этих рек. Вдоль берегов залива и в бухтах грунт – песок, ил, встречается камень и ракушка. В средней части залива преобладает песок. Грунт на материковой отмели к северо-востоку от залива Петра Великого состоит преимущественно из гальки, гравия и песка; довольно часто встречаются крупные валуны и плита.

Земной магнетизм

В северо-западной части Японского моря магнитное склонение (на эпоху 1980 г.) изменяется от 7,7° W на юго-западе района (38W N, 134°00/ Е) до 11° W на северо-востоке (47°00' N, 30 139°00' Е). Среднегодовое изменение магнитного склонения равно 0,0°. Направление изогон северо-восточное.

Вдоль северо-западного берега Японского моря от бухты Неприметная (43°15/ N, 134°35/ Е) до озера Известняк (44°02' N, 135°32' E) включая заливы Ольги и Владимира, отмечается магнитная аномалия. Магнитное склонение здесь изменяется от 16° W до 6° W. Кроме того, магнитная аномалия наблюдается у берега между заливом Рында и бухтой Штормовая и в районе мыса Белкина, где магнитное склонение изменяется соответственно от 13,3° W до 10° W и от 13° W до 2° W. Аномальные пункты магнитного склонения имеются в бухте Рудная и в заливах Опричник и Рында.

Во время больших магнитных бурь амплитуда суточных колебаний магнитного склонения может достигать 2°.

Особые физико-географические явления

Цунами – морские волны, образующиеся в океанах (морях) под действием землетрясений и вулканических извержений на морском дне или вблизи берегов. Чаще всего цунами вызываются землетрясениями силой примерно 7 баллов и более по 12-балльной шкале; очаги этих землетрясений находятся под дном океана на глубинах в основном не более 40 км.

Цунами распространяются от эпицентра землетрясения со скоростью от 50 до 1000 км/ч и имеют период от 2 до 200 мин. Длина волн цунами 50–500 миль, а высота 2–5 м, поэтому они не оказывают опасного воздействия на суда, находящиеся в глубоководных районах моря.

Следует отметить, что волны цунами способны преодолевать большие расстояния и производить разрушения на значительном удалении от эпицентра землетрясения.

Первым признаком приближения цунами может служить быстрое падение уровня океана и не связанное с нормальным отливом отступление воды от берега (в мелководных районах на сотни метров). Время отступления воды составляет 5–35 мин (иногда и больше), после чего приходит первая волна цунами. Отступление воды от берега сопровождается необычной тишиной, сменяющей шум прибоя.

Цунами особенно опасны для судов, стоящих на якоре вблизи берега или ошвартованных у причалов. Своевременное оповещение и предупреждение судов об опасности возникновения цунами производится радиостанциями, передающими гидрометеорологические сведения и навигационные предупреждения. Получив сообщение о цунами, судно должно немедленно выйти в море на большие глубины. Северо-западный берег Японского моря подвержен цунами, возникающим в различных сейсмоактивных зонах Тихого океана, а также в Японском море. Цунами, зарождающиеся в Тихом океане, достигают описываемого берега ослабленными.

За последние два столетия северо-западный берег Японского моря подвергался воздействию около 30 цунами. Во время цунами 2 августа 1940 г. (с эпицентром в точке с координатами 44°06' N, 139°30' Е) подъем уровня воды в бухте Рудная первоначально составил 1,5–2,5 м, 30 высота второй волны достигла 3,5 м. Второй волной была отброшена на 300 м в глубь берега груженая баржа. Колебание уровня с постепенным затуханием наблюдалось в продолжение 20 ч.

Наибольшие возможные (расчетные) всплески цунами (6–7 м) возможны у мыса Белкина, в бухтах Серебрянка и Рудная.

Средства навигационного оборудования

Средства навигационного оборудования, установленные в северо-западной части Японского моря, обеспечивают плавание судов в любых условиях. Подходы ко всем портам оборудованы маяками, светящими знаками, радиомаяками и звукосигнальными установками. Лучше всего обеспечен средствами навигационного оборудования залив Петра Великого. Плавучее ограждение в северо-западной части Японского моря применяется редко, так как сложных фарватеров, требующих ограждения, в этом районе нет; вехами и буями здесь ограждаются только отдельные опасности.

При плавании вблизи берега мореплаватель должен помнить, что местоположение вех и буев, а также характеристика огней могут изменяться, поэтому полностью полагаться на них не следует.

Кроме визуальных средств навигационного оборудования для обеспечения плавания на описываемых берегах установлены морские радиомаяки и секторные радиомаяки Посьета и Терпения. При плавании в описываемом районе можно также использовать станции радионавигационных систем Лоран-А, Лоран-С, гиперболическую фазовую радионавигационную систему высокой точности (РСВТ-lc), сверхдлинноволновую разностно-дальномерную радионавигационную систему с синхронизацией фазы сигналов (РСДН-20) и радионавигационную систему с синхронизацией времени излучения и фазы импульсных сигналов (РСДН-4), а к Е от меридиана 135° вост. долг, следует использовать радионавигационную систему Декка.

Районы с особым режимом плавания

В заливе Петра Великого и вдоль северо-западного берега Японского моря находятся районы, временно запретные для плавания всех судов; районы, запретные для постановки на якорь, плавания с вытравленной якорной цепью, лова рыбы придонными и всеми орудиями лова, подводных и дноуглубительных работ, траления и подводных взрывов; районы затопления взрывчатых веществ, свалки грунта, район, временно опасный для плавания в навигационном отношении, район учебных стрельб, а также бывшие опасные от мин районы, открытые для надводной навигации, в которых постановка на якорь и плавание с вытравленной якорной цепью запрещены.

Подробные сведения обо всех этих районах приводятся в Сводном описании районов по Тихоокеанскому побережью СССР.

Системы установления путей движения судов

На подходах к порту Владивосток и к заливу Находка, в заливе Находка и у мыса Островной имеются системы установления путей движения судов. В северо-западной части Японского моря установлены рекомендованные пути, связывающие порт Находка с проливом Лаперуза. Все эти системы и пути показаны на картах.

Порты и якорные места

Крупнейшим портом тихоокеанского побережья России является Владивосток, занимающий всю акваторию пролива Босфор-Восточный и бухт, вдающихся в его берега, а также часть акватории Амурского залива. Порт Владивосток состоит из морских торгового и рыбного портов.

В заливе Петра Великого наиболее удобные якорные места имеются в Амурском и Уссурийском заливах, в порту Владивосток, а также в заливах Посьета, Восток и Находка. Летом в заливе Петра Великого не следует становиться на якорь в местах, открытых южным, юго-восточным и восточным ветрам, а зимой рекомендуется избегать якорных мест, открытых северным и северо-западным ветрам.

При постановке и стоянке на якоре у северо-западного берега Японского моря необходимо внимательно следить за изменением погоды. Стоянка у берега сравнительно безопасна только при устойчивых зимних северо-западных муссонах. Во время летних (юго-восточных) муссонов становиться на якорь у открытых берегов даже в тихую погоду можно лишь в крайнем случае и ненадолго. Усиление ветра летом часто происходит внезапно, без каких-либо предварительных признаков и сразу же вызывает крупное волнение. Появление волнения иногда даже предшествует усилению ветра. В прибрежном районе такое волнение очень опасно.

Ремонтные возможности и снабжение

В портах Владивосток и Находка и в поселке Славянка можно произвести все виды ремонта судов. Малый ремонт судов возможен в портовых пунктах и на рыбозаводах, расположенных на берегу северо-западной части Японского моря.

Суда могут пополнить запасы топлива и воды в портах Владивосток, Находка и Восточный Порт. Кроме того, запасы топлива можно пополнить в портовом пункте Ольга и частично в других портовых пунктах и на рыбозаводах, а запасы воды – в портовом пункте Водозабор в бухте Успения, в поселке Преображение, в селении Подъяпольское и в ограниченном количестве – в других портовых пункта и на рыбозаводах. Запасы продовольствия можно пополнишь почти во всех портах, портовых пунктах и на рыбозаводах описываемого берега.

Лоцманская служба

Лоцмана имеются в порту Владивосток, в Находкинских морских торговом, рыбном и нефтеналивном торговом портах.